Сняли с себя крес ты, немытика помянули, очертились ножиком, и одна, которая посмелее, говорит: За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли, пологом, под которым спрятано человек пять-шесть ребятишек. В избу, нанятую для беседы, вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Но так как веселое настроение, поднятое танцами и играми, не проходит сразу, то парни обыкновенно не идут по домам спать, а продолжают шалости на улицах. Весь этот труд завершен А. В народе ходит даже слух, что тот, кто изображает покойников, бывает схвачен ими в лесу и утащен неведомо куда. Экзекуции такого рода сплошь и рядом достигают цели, и ребятишки с ревом и плачем, без души разбегаются по домам, как только их выпустят.

Добавил: Vudorr
Размер: 45.21 Mb
Скачали: 37205
Формат: ZIP архив

Из поколения в поколение передавались на Руси вековые традиции, обычаи, обряды, старинные заговоры и рецепты, многие из которых собраны в этой уникальной книге, незаменимой для тех, кто хочет постичь великие тайны и овладеть искусством исцеления.

В крестьянском быту святки считаются самым большим, шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Николина дня 6 декабря до Крещения 6 январято есть как раз тот месяц, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончивши со всеми работами, предается отдыху. Святки начинаются праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население не остается равнодушным к общему веселью и к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздникам в деревне.

Но всетаки центром празднеств служит молодежь: В особенности большой интерес представляют святки для девушек: На святки самая строгая мать не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в «жи. Гадание составляет, разумеется, центр девичьих развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и, хоть с помощью черта, узнать, кого судьба пошлет ей в мужья и какая жизнь ожидает ее впереди с этим неведомым мужем, которого досужее воображение рисует то пригожим добрым молодцом, ласковым и милым, то стариком-ворчуном, постылым скрягой, с тяжелыми кулаками.

О том, как совершаются гадания, мы подробно скажем в главе «Новый Год», здесь же заметим ррестная, что обычай вызывать своего суженого и в особенности так называемые страшные гадания довольно заметно отражаются на душевном состоянии гадальщиц. Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервной жизнью.

Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной сильг, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно максимгв по земле и пугают православный люд своими рогами, черными рожами.

Это настроение поддерживает не только само гадание, но и те бесконечные рассказы о страшных приключениях с гадальщицами, которыми запугивают девичье воображение старухи и пожилые женщины, всегда имеющие про запас добрую дюжину страшных историй. Чтобы дать читателю представление об этих «святочных» рассказах, являющихся плодом народной фантазии, приведем рассказ крестьянки Евфросиньи Рябых, записанный в Орловском уезде. Вот стала я ложиться сдать, положила гребенку под головашки и сказала: Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу.

И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: Чесал, чесал, да как зацепит гребенкой за косу, да как дернет — ажио у меня голова затрещала. Вздули огонь, отец и спрашивает: Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери — не видать. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать — лупцует да приговаривает: Мать бросилась было отнимать — и матери досталось через.

Легла я после того на постелю, дрожу вся, как осиновый лист, и реву потихоньку: А утром только я поднялась вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее. Глянула я около постели своей наземь — вся земь усыпана моими висками.

Нечистая, неведомая и крестная сила читать онлайн

Вот как «он» меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половины не осталось — всю почти суженый выдернул». А вот еще один рассказ, записанный в Череповецком уезде Новгородской губернии: Вот погадали, крестая, а одна девка и говорит: Вот и пошли, надо быть, пять девок. Сняли с себя крес ты, немытика помянули, очертились ножиком, и одна, которая посмелее, говорит: Наперво отгадайте, сколько на мне щетинок? А поросенок им другую за гадку: Прибежали на беседу — лица на них. А хозяйка-то беседы, видно, догадливая баба была, бывала в этих делах: Схватила с одной девки горшок, думала, это голова, да о пол, схватила с другой — о пол, да так со всех четырех, а с пятой схватила подушку и убежала».

  МАРЛОН ДЖЕЙМС КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕМИ УБИЙСТВ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Как ни страшны сами по себе такие рассказы для напуганного воображения молоденьких слушательниц, однако в веселые святочные вечера даже эти ужасы не могут удержать девушек в хатах, и, как только на селе зажгут огни, они как тени скользят по улице, проби раясь на посиделки.

Да и не мудрено: Почти целый месяц приготовлялись: Последний вопрос — о выборе избы для посиделок — повсюду считается очень важным и решается сообща. Чаще всего, за два, за три рубля, какая-нибудь одинокая солдатка или полунищая нечистаяневедмая уступает молодежи свою избу, позволяя вынести домашнюю рухлядь и убрать все так, как захотят наниматели.

Деньги за избу платятся наличными или отрабатываются, причем только в очень немногих местах девушки освобождаются от взносов. В большинстве же случаев деревня не знает привилегии дам нечисраяневедомая обкладывает девушек наравне с парнями, а местами даже заставляет их платить больше, так что если парень вносит шесть копеек, то девушка должна платить двенадцать, а в случае бедности — день жать.

Святочные посиделки начинаются обыкновенно не ранее 6 декабря и отличаются от всех других посиделок тем, что и парни и девушки рядятся. Это своего рода деревенский бал-маскарад. Правда, ряженье — в особенности в первые дни святок — бывает самое незамысловатое: Это последнее переодевание практикуют чаще всего гости, приходящие на посиделки из чужих деревень, чтобы легче было интриговать и дурачить знакомых.

Сама же «интрига» в таких случаях бывает крайне незамысловата: К концу вечера простофиля. Но дама обыкновенно кокетничает и уступает не сразу, Зато потом, когда все-таки она выйдет на свидание и влюбленный парень заключит ее в объятия, из избы выскакивает целая ватага нечистаянеыедомая молодцов, кото рые быстро охлаждают любовный пыл простофили, на бивая ему полные штаны снегу. Приблизительно такой же характер носят интриги девушек, наряженных пар нями.

Они тоже выбирают себе нечистаяневпдомая простоватых девиц, ухаживают за ними, уговаривают за себя замуж и даже выпрашивают иногда в залог платок, колечко и пр. Справедливость требует, однако, заметить, что интриги подобного рода далеко не всегда отличаются скромностью. Случается, что какая-нибудь расшалив шаяся солдатка, наряженная парнем, выкинет такую штуку, что присутствующие девушки сгорят от стыда. Но таких солдаток обыкновенно успокаивают сами же парни, которые с хохотом и криками разоблачают озорницу почти донага и в таком виде пускают ее на улицу, где еще вываляют в снегу.

Вообще сдерживаю щим началом на посиделках служит сиба в «жировой» избе посторонних людей в лице ребятишек и пожилых мулкчин и женщин. Особенно стесняют ре бятишки: Эти лежащие на полатях контролеры иногда так раздражают парней своим неусыпным надзором, что дело кончается побоями: Экзекуции такого рода сплошь и рядом достигают цели, и ребятишки с ревом и плачем, без души разбегаются по домам, как только их выпустят.

Читать » Нечистая, неведомая и крестная сила » — Максимов Сергей Васильевич — Страница 1 — ЛитМир

Сдерживающим началом служит до некоторой степени и присутствие на посиделках чужих парней и девок, пришедших из соседних деревень. Их принимают как гостей и стараются, чтобы все было прилично и чинно. Хозяева беседы, как парни, так нечистаянецедомая девицы, встают с лавок макчимов предлагают их занять гостям, а во время танцев обращают строгое внимание, чтобы чужие девки не оставались без кавалеров и чтобы с парнями-гостями танцевали девки «первого сорта», то есть самые пригожие.

Впрочем, бывают случаи, когда именно присутствие на посиделках чужих парней, явившихся незваными гостями, служит причиной ожесточенных ссор и даже драк. Кречтная что на этот счет сообщает наш корреспондент из Никольского уезда Вологодской губернии: Избитый, в свою очередь, редко оставляет побои без отмщения и, подбивши парней своей деревни «выставкою» им водки, является в сопровождении целой ватаги в село к оскорбителям и врывается на игрище, где и завязывается обыкновенно свалка.

  МАТЛАБ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Девки в таких случаях разбегаются нечистаяневещомая домам, а парни выходят на улицу и дерутся уже не на кулаки, как в избе, а «плахами» поленьями. Драки подобного рода происходят по нескольку раз, возобновляясь все с новой силой, и кончаются или тем, что коренные парни как побежденные.

Кроме танцев кадриль, ленчик, шестерка и гаданий, любимым развлечением на посиделках являются так называемые игрища, под которыми следует разуметь, между прочим, представление народных комедий, где и авторами, и актерами бывают нечистаяневедтмая парни.

Обо всех этих пьесах мы скажем несколько ниже, здесь же позволим себе заметить, что игрища в огромном большинстве случаев поражают наблюдателя грубостью нравов, так что отцы церкви не напрасно называли их «бесовскими». Конечно, нельзя отрицать, нечисткяневедомая в доброе старое время святые отцы подходили к вопросу с известным предубеждением и видели в игрищах только остатки язычества и того двоеверия, с которым они так энергично боролись.

Но невозможно в то же время упускать из виду, что добрая половина игрищ сама по себе составляет остаток варварства, поражающий стороннего наблюдателя своим откровенным цинизмом. Объясняется это тем, маскимов на девок своей деревни парни смотрят как на своего рода коллективную собственность, которую и защищают от ухаживания посторонних людей. Во всеобщем употреблении точно так же и водка, которая одна дает право ухаживать за «чужими» девками.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила | Дом Сварога

Этот цинизм ужасен еще тем, что он почти всегда переходит в жестокость и издевательство над слабыми, то есть над деревенскими девушками, за которых некому вступиться. Для образца укажем несколько излюбленных святочных игр, практикуемых почти повсюду. Собравшись в какую-нибудь избу на беседу, парни устанавливают девок попарно и, приказав им изображать кобыл, поют хором:.

Затем один из ребят, изображающий хозяина табуна, кричит: Дальше идет торговля, полная неприличных жестов и непристойных песен. Купленная «кобыла» целуется с покупателем и садится с. Затем с теми же жестами и песнями происходит переторжка, после чего начинается ковка кобыл.

Нечистая, неведомая и крестная сила (Максимов)

Один из парней зажигает пук лучины горндругой раздувает его мехитретий колотит по пяткам кузнеца покупатель держит кобылицины ноги на своих, чтобы не ушла. Эта игра столь же популярна, как и предыдущая, и состоит в том, что один из парней берет хлебную лопату, или широкий обрезок доски, а другой поочередно выводит девушек на середину избы. Это и называется «печь блины».

Парень, наряженный быком, держит в руках, под покрывалом, большой глиняный горшок с приделанными к нему настоящими рогами быка. Интерес игры в том, чтобы бодать девок, и притом бодать так, чтобы было не только больно, но и стыдно. Как водится, девки подымают крик и визг, после чего быка убивают: Гусь приходит тоже под покрывалом, из-под которого виднеется длинная шея и клюв.

Клювом гусь клюет девок по голове иногда пребольнои в этом состоит все его назначение. Над лошадью ребятам приходится много трудиться, чтобы приготовить ей сверх покрывала голову, похожую на лошадиную. Но смысл игры все тот же: Это более сложная игра, представляющая собой зародыш деревенской комедии. В избу, нанятую для беседы, вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами.

Впереди всех выступает главный герой кузнец.

Навигация по записям

Из одежды на нем только портки, а верхняя голая часть туловища разукрашена симметрично расположенными кружками, изображающими собой пуговицы. Нечистаяноведомая руках у кузнеца большой деревянный молот.

За кузнецом вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли, пологом, под которым спрятано человек пять-шесть ребятишек. Кузнец расхаживает по избе, хвастает, что может сделать все, что угодно: Та, разумеется, конфузится и не соглашается.

Тогда кузнец приказывает одному из ряженых стариков: Старик прячется под пологом, а кузнец бьет молотком по скамейке, и из-под полога выскакивает подросток.